Символика круга в дизайне современного костюма

Сегодня публикуем интересную статью, наглядно демонстрирующую механизмы выявления трендов. Автор - Макарова Татьяна Львовна, к.т.н. (дизайн, искусствоведение), доцент НОУ «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», дизайнер, член ВТОО "Союз художников России" и Международной ассоциации изобразительных искусств – IAA UNESCO, адрес для контактов: tlm27tlm@gmail.com

В истории культуры и искусств известно довольно мало символов, имеющих такое количество глубоких смыслов и тайн, как символ «круг». Трудно найти более мягкую, простую, совершенную и, в то же время, «человечную» форму, чем форма круга.
В то же время круг – проекция сферы на плоскость. В свою очередь, сфера, или шар, имеет свою символику. Во времена Пифагора, в его школе, символами которой были пентагон и пятиконечная звезда, именно шар считался наиболее совершенным геометрическим телом. Структура космоса представлялась как совокупность из 10 сфер. В список Платоновых тел также входит шар.
В сакральной геометрии круг и шар есть основы, с которых начинается «Творение Мира». Круг – символ неба и совершенства, символ Бога; символ круга воплощений. Совокупность кругов (концентрические круги) – символ многослойности мира и космоса, а также перехода из одного состояния в другое, из мира в мир. Именно поэтому базовой формой в структуре древних храмов и архаических жилищ был круг: через него и другие важные символы выражались и передавались сакральные знания о структуре мира. До сих пор храмы совершенно разных народов и религий в плане имеют круг как выражение совершенства, неба, Бога.
В силу того, что круг традиционно соотносится с солнцем и рассматривается как самая совершенная из фигур, превосходящая прочие, а, значит, и господствующая над ними, верховное божество также представляется в виде круга. Кроме этого, круг – символ бесконечности познания Бога и совершенствования души человека, символ души и Ока Бога, а также символ рождения (в совокупности с точкой).
В символике круга выражается также идея цикличности времени. Русское слово «время» прослеживается до корня со значением «то, что вращается»; а зодиак – это «круг зверей».
Шар лежит в начале жизни любого живого существа (оплодотворенная яйцеклетка) [1]. А Круг – модуль для Цветка Жизни, который является не только сакральным символом Египта, но и встречается по всему миру, в том числе, и в России.
В трудах Леонардо да Винчи используются пропорции Цветка Жизни (как пересечения множества кругов) для разработки изобретений. Планеты имеют форму шара, и в научной теории возникновения Вселенной круглые формы также имеют большое значение. Клетки крови, частицы пыльцы, капли воды, – в проекции на плоскость те же круги.
В древней символике почти повсеместно круг – одна из основных форм: Колесо Сансары, Круг времени, Око Бога, Диск Солнца и тому подобное [1, 2].
Таким образом, популярность круга в современном дизайне неудивительна: круг используется как в формообразовании, так и в смыслообразовании объектов костюма.

В искусстве разных эпох и дизайне разных десятилетий форма круга используется то как модуль (костюмы и ювелирные украшения), то как символ (нимб, Солнце, Око Бога, Колесо Сансары), то как схематическое обозначение границы пространства.
В современном дизайне символы-круги проявляются вновь. Новое время – новые материалы, идеи, смыслы. Какие функции актуальны у символа «круг» в современном дизайне костюма? Каковы приемы использования круга в проектировании? Рассмотрим наиболее интересные решения дизайнеров.
В первую очередь, это модульное проектирование костюма и аксессуаров: круг – модуль объекта. Объектом может быть система «Костюм», в которой, согласно классификации автора, есть подсистемы: «форма костюма» и «материал костюма» (рис. 1, а). Круги-модули могут быть также в «форме среды» и «материале среды», например, на новом рекламном плакате с изображением костюма или аксессуаров [2, 3, 4].
Круги – маленькие, светящиеся, как капли или солнечные зайчики – активно используются дизайнерами для придания весеннего, радостного настроения фотографии, особенно на рекламных плакатах и сайтах с рекламой модного костюма. В разных цветах данный символ используется как элемент среды изображения дизайн-объекта, особенно костюма: например, как модуль для образования эффектной среды (рис. 1, б), делающей прозрачное украшение ярким и «вкусным» по цвету [5].
Также актуально и наложение прозрачных слоев: круг – «призрак» будущего, знак нового тренда в дизайне [3].

Кроме этого, символ «круг» выполняет и определенные функции, он используется как:
1) символ Солнца, реже – Луны;
2) символ человека (лицо-кружочек), настроения (смайлы);
3) символ круга времени (реклама часов);
4) граница пространства, «рама», в которую «обязана» вписаться на фотосессии модель в модном костюме;
5) знак новой формы: на голове или в руках модели;
6) знак внутренних изменений: в татуировках или макияже модели, в ее прическе;
7) «дыра в пространстве», делающая рекламу модного костюма запоминающейся.


Круг может быть и центральным элементом стилизации объекта. Например, в аксессуарах: как в форме, так и в рисунках. Например, на модных сумках и платьях символ «человек» образован из кругов и декорирован тоже кругами [3].
Круг – мистический символ, в сакральной геометрии это – один из ведущих символов. Тайна, связанная с кругом, успешно используется как модельерами, так и другими дизайнерами (рис. 2, а). В рекламной фотосессии представлена загадочная женщина в круглой шляпе, которая делает ее таинственной и непостижимой [6].
Круги в современном дизайне могут быть и совсем незаметными (рис. 2, б). Мерцают, словно далекие звезды, круги, кружочки и точки в рекламе нового аромата «Miss Pucci» [5].
Фильм «Властелин колец» так же добавил кругу популярности в современном дизайне костюма, как и кельтским орнаментам и ювелирным изделиям в романтическом, изысканном стиле. Этот смысл символа «круг» проник и в рекламу: кольцо как символ власти над миром, волшебный объект, доступный лишь избранным. Кольцо также отсылает и к обрядам инициации: ритуалам, когда через выход за пределы своего «я» человек познавал мир «снаружи», со стороны, был «над» миром (например, в Древнем Египте).

Круг, или кольцо, можно надеть на палец, а можно… и на всего человека: есть примеры рекламы, например, золотых колец с самоцветами, где на плакате на талию манекенщицы в красном вечернем платье надето большое кольцо.
И, наконец, символику круга используют в оформлении статей о моде, дизайне, костюме (в глянцевых журналах). На рис. 3 круги голубого цвета напоминают о символике числа 8 – статья посвящена рассмотрению явлений женской жизни, анализу внутреннего мира современных героинь с разными историями становления их как личностей [7].
С другой стороны, и здесь круг имеет символическое значение: два круга напоминают женскую фигуру: в сакральной символике круг в противоположность вертикали был одним из символов и женского начала.
Таким образом, в оформлении данной статьи мы наблюдаем и современный подход дизайнеров к подаче материала, и, в то же время, использование ими (осмысленно или интуитивно?) силы влияния на потаенные уголки психики человека древнего архетипа женщины, матери.
Вот так интересно бывает: мы начинаем анализировать оформление статьи и выходим на неожиданные глубины смысла символов. Неожиданные – так как сегодня, к сожалению, довольно редко осмысленное использование символов современными дизайнерами.

Рис. 3. Круг как декоративный элемент для оформления текста статьи

По мнению автора, символ «круг» – едва ли не самый перспективный символ в современном дизайне, имеющий совершенную и мягкую форму, приятную потребителю. Причин тому несколько: простота для восприятия, архетипичность, возможность использовать его форму как модуль в проектирования практически любых объектов: от одежды до предметов интерьера и элементов верстки. Кроме этого, с самой зари развития человечества, круг используется и как элемент орнамента на одежде, и как основная форма в храмовой архитектуре. Сакральная символика круга так и не раскрыта полностью, ученые лишь приблизились к осознанию ее смысла.
Круг как модуль в дизайне позитивно воздействует на человека, когда используется в ярких или пастельных цветах. Интересны и смыслы, в которых в современном дизайне употребляется круг: «совершенство», «круг времени», «власть», «око Бога», «солнце». Таким образом, можно сделать вывод о том, что круг в современном дизайне употребляется с сохранением своих основных смыслов, которые идут из глубины веков, из разных культур. Основные смыслы данного символа являются общими для многих культур, что удивительно.
Мы рассмотрели символ «круг» в современном дизайне с точки зрения искусствоведения, философии и семиотики. Теперь обратимся к статистическим данным за 29 лет: насколько данный символ был популярен с 1980 по 2009 гг. в дизайне современного костюма. На диаграмме 1 представлена встречаемость символа «круг» в форме костюма по сезонам: «весна – лето» и «осень – зима», а на диаграмме 2 – по годам.

Диаграмма 1. Символ «Круг» в дизайне современного костюма (по сезонам, 1981 – 2009 гг.)


Диаграмма 2. Символ «Круг» в дизайне современного костюма (по годам, 1981 – 2009 гг.)

По диаграммам 1 и 2 можно сделать следующие выводы.
Сезон «весна – лето»: пик встречаемости символа «круг» приходится на 1992 год, а минимальная встречаемость символа была в 2006 году. Максимумы функции: 1984, 1987, 1989, 1992, 1994, 2000, 2002, 2005, 2008 гг.; минимумы функции: 1981, 1988, 1990, 1993, 1999, 2001, 2004, 2006, 2009 гг.
Сезон «осень – зима»: пик встречаемости символа «круг» приходится на 1986 год, а минимальная встречаемость символа была в 1998 году. Максимумы функции: 1982, 1986, 1988, 1992, 1996, 2000, 2003, 2009 гг.; минимумы функции:1981, 1984, 1987, 1991, 1994, 1998, 2002, 2004, 2007 гг.
В целом (по годам): пик встречаемости символа «круг» приходится на 1986 год, а минимальная встречаемость символа на графике была в 1998 году.
Максимумы функции: 1982, 1986, 1988, 1992, 1994, 2000, 2002, 2005, 2008 гг.
Минимумы функции: 1981, 1984, 1988, 1991, 1993, 1998, 2001, 2004, 2006 гг.
Следовательно, встречаемость символа «круг» стремится к увеличению, которое и наблюдалось в 2010 – начале 2011 гг.
Таким образом, в 2012 – 2017 годах вероятность увеличения популярности круга очень велика, но увеличиваться она будет также скачкообразно: сначала возможно появление количества символов по аналогии с 2000 и 2002 гг., затем – с 1994 и 1992 гг.

Литература:
1. Кирло Х. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории [Текст]: пер. с англ. Ф. С. Капицы, Т. Н. Колядич. – М.: Центрполиграф, 2010. – 525 с.
2. Макарова Т. Л., Макаров С. Л. Разработка базы данных «Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме» [Текст]. // Известия вузов. Технология текстильной пром.-ти. – 2008. – № 2С. – C. 125 – 128.
3. Макарова Т. Л. Дизайн современной рекламы моды: образ и скрытый смысл [Текст]. // Текстильная пром.-ть. – 2008. – № 6. – С. 44 – 46.
4. www.firstview.com 
5. Журнал “Elle”, № 163, май 2010 г.
6. Журнал “Vogue”, № 5, май 2011 г.
7. Журнал “L'Officiel”, № 45, март 2003 г.

Оригинал статьи размещен здесь.